Главная » 2014 » Январь » 18 » “Город странный и притягательный”
00:32
 

“Город странный и притягательный”

Уникальный метаверовский проект разворачивается в Калининградской области силами ГК “Прогрессор”. Подробности рассказали Елена Картаева, президент “Прогрессора” и Глеб Шамшура, архитектор и участник проекта.

Город Инстербург вырос из замка, основанного в 14 веке рыцарями Тевтонского ордена в ходе завоевания Пруссии. С 1946 года город получил имя “Черняховск” и сейчас входит в состав Калининградской области. 70% его строений – немецкие постройки разных веков. И замок Инстербург по-прежнему жив.

Елена Картаева: Один архитектор, Дмитрий Сухин, влюбился в этот город, инициировал проект «Инстергод» и привел туда одного из нас, Георгия Заборского. Два года назад в Черняховске под руководством Георгия состоялся первый архитектурный проект Прогрессора, а год назад прошел Форум-практикум по проектированию, где вместе с архитекторами уже работали и другие участники сообщества.

После Форума-практикума нам стало понятно, что большинство проектов, выполненных в рамках «ИнстерГода», могут остаться на бумаге, если не появятся механизмы для реализации задуманного.

И у нас родилась, возможно, странная идея – работать с городом, не имея заказчика этой работы.

Мы действуем в партнерстве и на базе некоммерческой организации «Фонд «Дом-Замок». Задача «Прогрессора» в конечном итоге – не только собственно развитие города Черняховска, но и создание пилотной площадки по разработке и апробации технологий городского развития (в первую очередь, развития малых городов).

Непосредственно работа началась в декабре 2011 года: мы начали встречаться с представителями бизнеса, чтобы создать городскую ассамблею.

Из дневника Феи Замка Инстербург Влады Смирновой, март 2012:

В это время главная наша задача заключалась в том, чтобы провести предварительное совещание под названием «Конвент». На нем, по нашему общему замыслу, могли собраться активные влиятельные люди города, в составе 12 человек. Но судьба сама распорядилась нашими планами и вместо общего собрания прошло большое количество маленьких встреч с важными для развития города персонами. Данные мероприятия предваряют большую встречу в апреле под названием «Ассамблея». Объединение нашего города задача не из легких. Но прогрессоры не сдаются. Кажется, сложность обстоятельств их как то подзадоривает. Они всерьез надеются разбудить ото сна наш заколдованный город.

“Здесь всё происходит не так”

Е.К.: В Черняховске все происходит “наоборот”, не так как в обычной консалтинговой практике “Прогрессора”. У нас это первый случай “чистого” развития территории, без заказчика c административным ресурсом. Это работа с гражданским обществом: почти все, с кем мы взаимодействуем – просто жители города, а не представители власти.

В обычном режиме мы бы писали стратегию развития города долго и вдумчиво, а здесь из-за ряда обстоятельств набросали ее за неделю! Конечно, это не большой и обстоятельный документ, а просто ряд идей. Но когда мы начали показывать её местным партнерам, включившимся в нашу работу – она им понравилась. Чистый сюрреализм.

Город – странный, он почему-то притягателен для людей, живущих в других регионах. Из типичных малых городов есть отток людей, а сюда приезжают и из Сибири, и из Средней Азии, приезжают и остаются. Много тех, которым город небезразличен. Приезжают загадочные незнакомые люди из Калининграда, говорят “Да, нас волнует судьба Черняховска, будем вам помогать” и действительно, начинают что-то делать.

Мы сталкиваемся здесь и с необычным поведением людей, и с забавными следами прошлого.

Г.Ш.: Например, всем известная картина: городские бабушки сидят на лавочках у дома, общаются. А в Инстербурге так не было принято. И хотя город давно не немецкий, лавочек у черняховских домов так и не появилось: бабушки гордо возвышаются каждая в своём открытом окошке, а во двор не выходят.

А с проектной работой тоже все “не так как везде”?

Г.Ш.: Да. В рамках дипломного проекта я сделал проект реконструкции одного из бывших немецких заводов. Когда мы встретились с владельцем завода и показали этот проект, он был искренне удивлен. Он вообще не подозревал, что такой проект существует, не мог представить, что это здание может так выглядеть. Подобных выполненных в рамках «ИнстерГода» проектов, которые пылятся в городской администрации, за эти годы накопилось довольно много. При том, что авторы готовы их бесплатно отдавать, и сам “Инстергод” проходит под патронажем администрации.

А что в итоге случилось с проектом реконструкции?

Г.Ш.: Владелец собирается сохранить немецкие постройки, снести пристроенные советские и воплотить ряд идей, заложенных в концепцию дипломного проекта, а также новых, которые родились у нас за последние месяцы. Сейчас он проводит расчистку существующих зданий и начинает строительные работы. Еще владельца заинтересовала тема развития замково-прудной системы, на которой и расположен завод. Система прудов старинная и очень интересная, хотя сейчас находится в ужасном состоянии.

Е.К.: Хотим сделать из этого здания и нескольких близлежащих некий… архитектурно-дизайнерско-строительный центр, что ли. Там находится въезд в город, главная площадь, рядом – самый большой магазин. Этот район задает образ Черняховска для тех, кто приезжает, поэтому там выгодно создавать и экономический центр территории. Мы предполагаем, что один из фокусов развития города лежит в области строительства, а также производства и продажи мебели и строительных материалов. Так что наша стратегия – обустроить там лабораторию мебельного дизайна, шоурумы, торговые площади.

Если вернуться к странностям проектной работы, то вот история про кафе. Однажды вечером мы уже готовимся возвращаться в Москву, но мне звонит один из наших местных координаторов: “Есть идея срочно делать информационное кафе для туристов! Надо делать, пока есть площадка и партнеры! Сдавайте билеты.” Мы с Глебом сдаем билеты, а на утро координатор куда-то исчезает. Ну, что делать, сами додумываем идею этого кафе, бегаем по городу, ищем тех, кто может помочь с реализацией. Уезжаем. А в следующий прилёт к нам обращаются хозяева лучшего городского кафе и говорят: “А реализуйте ту идею у нас”.

Так что – да, “здесь всё происходит не так”.

Город-метафора и город реальный

В инстербургских записях прогрессорского блога упоминается “город-метафора”. А что это?

Г. Ш.: “Город-метафора”,“параллельный город” – это придуманный, но пока не реализованный интернет-проект. В Черняховске множество старых зданий, у каждого есть своя легенда. В одном доме останавливался Наполеон, в другом еще что-то происходило. Это первый уровень города-метафоры – миф, о том, что было раньше.

Есть миф о том, что есть сейчас, например, привидения, заколдованные места и т.д. Еще один слой, навигационный, касается объектов инфраструктуры. Вокруг всего этого существуют фотографии, видео, тексты, и возможность живой коммуникации. Остается упаковать все слои в один интернет-движок и простроить взаимосвязи между разными уровнями и элементами. С помощью жителей города, конечно.

Главная задача – сделать из этого механизм, через который жители смогут влиять на принятие решений о городе. Продвигать этот ресурс среди жителей можно с помощью бизнеса.

Е.К.: Мы опасались, что идею не поймут или не примут, но у нее быстро появились сторонники, поверившие в город-метафору. Так что – уже общаемся с веб-разработчиками и ждем удачного момента для старта.

Город-метафора – будет когда-то. А что уже сделано? Что изменилось с декабря?

Е.К.: Мы инициировали процесс того, что участники туристического рынка (музеи, библиотека, гостиницы, кафе) впервые за всю историю Черняховска стали работать совместно. Раньше на туристические выставки с презентациями своих продуктов выезжали одиночные игроки, продавали сами себя. Теперь они объединились в команду и уже сделали совместно несколько вещей: общий туристический сайт города, придумали бренд “Цветная провинция”, начали разрабатывать “Семь цветных маршрутов”, готовить экскурсоводов. Участники объединения смогли заручиться поддержкой городской администрации.

Надо уточнить, что пять месяцев – это очень мало, к тому же мы работаем “за интерес”, не всей командой. Когда-нибудь, возможно, здесь появятся денежные потоки, но сейчас мы подталкиваем развитие Инстербурга фактически за свой счет. И наша основная работа сейчас – искать сильных представителей бизнеса, ключевых игроков в разных областях. И рассказывать им, как полезно для их бизнеса и всего города – объединяться с себе подобными и размышлять о городе.

Еще выяснилось: когда мы развиваем Черняховск, мы способствуем развитию всю Калининградской области. Мебельный бизнес – “тесный”, если мы создадим дизайн-лабораторию, которая будет работать на черняховских производителей, то пользоваться ей будут производители со всей области. Подключаются соседи: мы уже взаимодействуем с технологическим колледжем города Советска. Провели муниципальный форум для других шести муниципальных образований области. Есть вроде интерес и со стороны администрации города Пионерска…

Люди объединяются. Когда можно будет увидеть измеримые результаты этого объединения?

Е.К.: Я думаю, что что-то будет понятно уже к концу лета. Когда сложившийся в Черняховске туристический кластер отработает этот сезон. Когда начнет работать «Инфопоинт» (то самое информационное кафе), когда мы проведем летом в городе несколько конференций… когда в город по разным причинам станет приезжать больше людей. Если финансовые потоки вырастут, значит, направление верное.

Но сам проект, конечно, ориентирован на более долгосрочные результаты.

Последним – самый важный вопрос. Зачем вам всё это? Проект “длинный” и это не работа за деньги (которых там может и не возникнуть), значит – личный интерес?

Г. Ш.: Инстербург – это город, в котором явно сочетается и историческое прошлое и новое настоящее, порой они противоречат друг другу. Там очень интересная фактура. Мне, архитектору, интересно попробовать совместить эту причудливую фактуру с передовыми технологиями, “поиграть на контрасте” сложившегося образа города исторического, существующего города и образа города будущего. С городом на 35000 жителей проще заниматься футурологией, чем с большим городом, но есть и ряд специфических сложностей, которые необходимо учитывать.

Е.К.: Мне интересно показывать большое количество выборов людям. Такая миссионерская цель – показывать людям, что есть много вариантов развития миров и их судьбы, что этим можно управлять.

А более подробный ответ есть в нашем блоге:

«Я думаю, что лично мне хочется увидеть хоть один город, который резко изменил бы темп и вектор своего развития, город, который перешел бы из состояния стагнации или выживания в иное, более живое; прошел точку «невозврата» и развивался бы дальше. Хочется, чтобы движение это осуществлялось благодаря совместной сознательной и скоординированной деятельности городского сообщества или хотя бы какой-то его активной и азартной части. Хочется, чтобы жители захотели и смогли создавать город для себя и своих правнуков, классный город, красивый и привлекательный.

Мы («Прогрессор») работаем уже более 20 лет, как консультанты по развитию территории. Мы писали всяческие концепции и разрабатывали проекты, координировали советы предпринимателей, запускали молодежную активность… Мы умеем делать части, но не умеем делать целого. Мы не боги, но и не хочется быть какими-то постоянными учениками чародеев, которые умеет совершать только часть волшебного ритуала, а значит, практически ничего.

Мы знаем, что часто бываем полезны, но редко видим действительно качественное изменение. А уж качественное и масштабное изменение – и говорить нечего.

К тому же хочется сохранять и развивать даже те города, судьбой которых не обеспокоены власти, — ведь множеству городов просто не повезло с реальным и заботливым хозяином. Хочется находить или создавать хозяев, вооружать их верой и инструментами, показывать как многое на самом деле возможно…

Множество книг говорят нам о том, что можно создавать креативные города, множество коллег-консультантов рассказывают нам, что они гениальны и многое могут, опираясь на научные теории, законы универсума или иные тайные знания. Но хочется убедиться, что мы все это действительно можем. Что мы можем сделать это не за столетие, а за вообразимый отрезок времени, без случайных миллионов сумасшедших инвесторов, опираясь на реальные ресурсы….

Хочется перейти от теории к очень-очень практике, чтобы все время был виден результат, чтобы быть понятными не-консультантам, живущим в том городе.

Надо запустить процесс развития города, запустить быстро и быстро добиться хотя бы минимальных результатов, которые позволят остановить процессы разрушения прекрасных зданий и брусчатых дорог, добиться привлечения ресурсов для последующих шагов, воодушевить людей и увеличить число включенных в процессы развития».

Все фотографии: Николай Васильев (больше фото - здесь)

Просмотров: 160 | Добавил: promily | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация