Главная » 2014 » Апрель » 2 » Октябрь
13:20
 

Октябрь

Николай Сладков

О К Т Я Б Р Ь


Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели - и потекли.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу по земле дождь.

Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч. А если тяжёлый косач с лёту вломится в ветви, хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят.

Ёлочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…
(А. С. Пушкин)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б.Пастернак)

Перед нами текст Н. Сладкова "Октябрь". Автор не перестает нас удивлять. Мы знакомимся здесь с новым видом МЕТАФОРЫ - РАЗВЕРНУТОЙ МЕТАФОРОЙ. МЕТАФОРА - вид тропа, употребление слова в переносном значении, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков, присущих этим предметам.
Развёрнутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Одна метафора влечет за собой новые, связанные с нею по смыслу:
Отговорила роща золотая березовым веселым языком
или
В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть (Есенин)
Н. Сладков рассказывает о красивых осенних листьях, пропитавшихся солнышком, и образ сменяет образ, метафора сменяет метафору. Что только не напоминают автору падающие листья?! То они похожи на солнышки, то на пестрый смерч, то на сверкающий водопад. Листья летят иволгами, прыгают белками и несутся куницами. Весь текст Н. Сладкова состоит из МЕТАФОР или
ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ, а олицетворение является одним из видов метафоры.

Кроме метафор, мы встречаем в тексте СРАВНЕНИЯ (сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания первого предмета). Например: листья… стали как солнышки.

Но в данном тексте Н. Сладков использует не самый известный вид СРАВНЕНИЯ. Обычно сравнение представляет собой сравнительный оборот, образованный при помощи союзов как, будто, словно "точно": "Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как черт". Но сравнение может передаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже, такая конструкция называется "творительный сравнения": Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С.Есенин) (месяц в небе, как ягненочек в траве); Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И. Тургенев.)

Творительный сравнения:
1. Полетели иволгами по ветру.
2. Запрыгали белками по сучкам.
3. Понеслись куницами по земле.

Очень часто сравнения, выраженные существительным в творительном падеже, используются в ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ.

1.Попробуйте вспомнить, какое слово в творительном падеже (кем? чем?) скрывается в каждом
фразеологизме:

1. пошёл ко дну (очень быстро)….
2. бродил (грустный - мрачный) - туча….
3. летит….
4. слезы льются….
5. свернуться….
6. заливаться….
7. реветь….
8. выть….
9. нос…
10. хвост….
11. губы….
12. борода….
13. грудь….
14. снег падает….
15. слёзы льются….
16. вылетел …. из бутылки
17. ползёшь (медленно)….


Особую гармоничность, выразительность придают тексту ФИГУРЫ РЕЧИ. В данном тексте Н. Сладков использует СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные:
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
(М. Ю. Лермонтов). Параллельные синтаксические конструкции нередко строятся по принципу АНАФОРЫ (строки начинаются одинаково):
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут…
(А. С. Пушкин)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ в тексте:

1. Полетели иволгами по ветру.
Запрыгали белками по сучкам.
Понеслись куницами по земле.

2. Капля по листику щёлкнет - сорвётся лист.
Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам.
Ветер вдруг налетит - закружится пёстрый смерч.

3. Ёлочки листьями украсились.
Папоротники под листьями пригрелись.
Грибы под листьями спрятались.

4. Листья шуршат, скребутся, лопочут.
Листья летят, скачут, плывут.


Таким образом, мы понимаем, что СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ является основным организующим началом данного текста. Становится очевидным, что текст рассчитан не только на зрительное, но и на слуховое восприятие, которое даст возможность оценить ритм, задушевность, выразительность. Перед нами РИТМИЗОВАННАЯ ПРОЗА. Все это восходит к традициям устного народного творчества.
Всем известно, что сказки, например, существовали в устной форме, передавались из уст в уста, рассказывались народными исполнителями - сказителями - и повествование часто имело ритмическую основу. Очень часто рассказчики, чтобы замедлить повествование в сказке или былине использовали прием утроения действия. Та же традиция использовалась в древнерусской литературе.

СРАВНИТЕ:

Сказка
"Царевна-лягушка"

Н. Сладков

Кольнет иглой раз -
цветок зацветет.
Кольнет другой -
хитрые узоры идут.
Кольнет третий -
птицы летят.

Пустил стрелу старший брат -
упала она на боярский двор.
Пустил стрелу средний брат -
упала стрела на купеческий двор.
Пустил стрелу Иван-царевич -
полетела стрела в топкое болото.

Капля по листику щёлкнет -
сорвётся лист.

Синицы на ветке завозятся -
брызнут листья по сторонам.

Ветер вдруг налетит -
закружится пёстрый смерч

"Слово о полку Игореве" XII век

Н. Сладков

…горностаем прыгнул в тростники,
белым гоголем на воду,..
полетел соколом под облаками…

…растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками…

Полетели иволгами по ветру.

Запрыгали белками по сучкам.

Понеслись куницами по земле.

Параллелизм часто используется в сказках, пословицах, поговорках, загадках, фразеологизмах.

2. Подбери фразеологизмы, имеющие одинаковое строение, и заполните таблицу.

тугой на ухо
стреляный воробей
легкий как пушинка
ни пуха ни пера
сломя голову

бледный как мел
упрям как осел
ни свет ни заря
бразды правления
здоров как бы

скрепя сердце
бледный как смерть
краеугольный камень
хитер как лиса
труслив как заяц

ни кожи ни рожи
бледный как полотно
яблоко раздора
заколдованный круг
камень преткновения

1. легкий на подъем

2. ни рыба ни мясо

3.тертый калач

4.черный как ночь

5. точка зрения

6.спустя рукава

7.голоден как волк

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

1. Творительный сравнения во фразеологизмах:

1. камнем
2. тучей
3. стрелой, пулей
4. ручьём
5. калачиком, клубком
6. соловьём
7. белугой
8. волком

9. картошкой , пуговкой, пятачком
10. крючком
11. бантиком
12. лопатой
13. колесом
14 хлопьями
15. ручьём
16. пробкой
17. черепахой

2. Фразеологизмы, имеющие одинаковое строение

1. легкий на подъем

тугой на ухо

2. ни рыба ни мясо

ни пуха ни пера
ни свет ни заря
ни кожи ни рожи

3.тертый калач

стреляный воробей
краеугольный камень
заколдованный круг

4.черный как ночь

бледный как полотно
бледный как мел
бледный как смерть
легкий как пушинка

5. точка зрения

камень преткновения
бразды правления
яблоко раздора

6.спустя рукава

скрепя сердце
сломя голову

7.голоден как волк

хитер как лиса
труслив как заяц
упрям как осел
здоров как бык

Просмотров: 203 | Добавил: promily | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация