Главная » 2014 » Февраль » 14 » Часть 1. Метафора
13:46
 

Часть 1. Метафора

Часть 1. Метафора

...Метафора важное и одновременно странное явление
(важность его представляется страннои, а странность — важнои).

Нельсон Гудмен

Метафора (от греч. - перенесение) возглавляет целое семейство феноменов языка и мышления, к которым относятся в большей или меньшей степени последующие рассуждения.

Мы будем постепенно продвигаться к тому, что есть метафора, но начнем с классического определения, которое звучит примерно так: Метафора - фигура речи, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании общего признака, образное выражение. Оно является упрощением определения, которое дал метафоре Аристотель:

Метафора это использование несвойственного имени, перенесенного с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии.

Вслед за Аристотелем, на протяжении почти двух тысячелетий западная мысль считала метафору некорректным применением слов, к которому следует обращаться только в риторических целях и которое следует избегать в строгом мышлении и языке.

Вплоть до 20-го века метафора изучалась языковедами как риторическая фигура речи. Однако, развитие когнитивной науки дало веские основания считать, что суть метафоры лежит на уровнях, более глубоких, нежели уровень языка. Это привело к трансформации представлений о метафоре, её роли и механизмах. В частности, центральное место в современных исследованиях метафоры занимают работы Джорджа Лакоффа, который показал, что метафоры служат не только для украшения языка, а являются фундаментальной частью любой, даже научной, мысли. При этом повсеместное присутствие метафор в языке является только отражением их присутствия в самом мышлении. Например, традиционное определение метафоры "Метафора - фигура речи" само основано на метафоре: фигура - свойство визуальных объектов, но приложено к речи, которая не является визуальным объектом.

Ещё одна популярная и влиятельная современная теория – теория концептуального смешивания. Она утверждает, что метафора не переносит свойства одного предмета на другой, а заставляет взаимодействовать эти предметы обоюдно, создавая какой-то новый смысловой объект. Автор этой теории, философ Макс Блэк, приводит в качестве примера метафору "Человек - это волк". Метафора не просто переносит на человека жестокость и свирепость волка, но также придает и волку отчасти человеческие черты. За этим обоюдным влиянием мерцает синтетический образ полуволка-получеловека, оборотня.

Как это ни странно, но любимый многими мультфильм "Ну погоди" – это фильм про жизнь оборотня, вервольфа, что роднит его со многими мистическими кинокартинами и фильмами ужасов.

С абсолютной уверенностью можно утверждать, что метафора являлась существенной частью речи и мышления людей с древнейших времён. Например, самое древнее дошедшее до нас скульптурное изображение – это человек-лев, найденный археологами в южной Германии, его возраст, как минимум, 33 тысячи лет. Этот образ скорее всего является результатом концептуального смешивания, как и образ оборотня.

Одним из древнейших дошедших до нас текстов является шумерский эпос о Гильгамеше, который был написан примерно 4 тысячи лет назад. Эпос наполнен метафорами, вот небольшой пример:

Мой друг, проворный мул, быстрый горный осёл, дикая пантера, после того как мы воссоединились с ним и поднялись на гору, бился с Небесным Быком и убил его.

Древность метафоры является важным свидетельством её особой роли в мышлении и языке - она точно не является риторической выдумкой, возникшей в поздние времена.

Аналогия (от греч. - пропорция, равенство отношений) особенно близка метафоре, но в отличие от неё всегда опирается на структурное сходство между вещами и это отражено в самом смысле слова: равенство соотношений частей двух предметов это сходство их структур. Мышление по аналогии (или метод аналогий) заключается в утверждении сходства свойств двух предметов на основании сходства их строения.

Аналогия - важнейший источник новых идей и научных гипотез. Удачная аналогия способна совершать настоящие идейные революции. Так, создатель кибернетики Норберт Винер на основе аналогии между живыми организмами и саморегулирующимися техническими системами ввел в научный обиход понятия обратной связи и управления, которые стали основой для мощного прорыва и в биологии и в технологии. Благодаря аналогии Винера даже возникли новые науки, например, экология. Кибернетическая аналогия буквально пропитывает современное западное мировоззрение и до сих пор является источником новых научных идей.

Ещё одна важная аналогия, сыгравшая большую роль в науке – сопоставление психики человека с механической системой масс и сил. Эта аналогия лежит в фундаменте аналитической психологии, в частности, психоанализа. Её развитием и конкурентом является сопоставление процессов в сознании с электродинамическими и квантовыми полевыми феноменами. Далее мы ещё будем говорить об этой аналогии.

Аллегория (от греч. (иначе) + (говорить, рассуждать публично)) представляет собой иносказание, основанное на определенной развернутой метафоре или аналогии. Так, каждая басня Крылова основана на метафоре, сопоставляющей человеческий характер и определенное живое существо, например трудолюбивый человек - муравей. Но в совокупности басни представляют собой обширную нравоучительную аллегорию, в которой различные характеры заменяются иносказательными образами из мира природы. Аллегории были чрезвычайно распространены в искусстве и риторике средних веков. С тех пор аллегориями иногда называют любые метафоры, несущие риторический смысл, например, "кукуруза - царица полей".

Индукция, индуктивный метод (от лат. inductio - наведение) также близок метафоре. Хорошо о нем сказано у Брокгауза и Ефрона:

"такой процесс мышления, посредством которого мы, опираясь мысленно на принцип единообразия природы, выводим из единичных (а иногда и общих) оснований положение всегда более общее, чем эти основания; напр., подмечая какой-либо признак в нескольких объектах, отсюда заключаем о присутствии его во всех объектах того же рода. Термин "индукция" в науку впервые был введен Аристотелем, который приписывал первое применение этого метода Сократу."

Обратим внимание, что в основе индукции – наблюдение какого-либо общего признака в разных вещах, и это роднит индукцию с метафорой.

Индукция - характерная черта любого мышления. В той или иной степени мы склонны делать обобщения на основе частных случаев, несмотря на то, что иногда это приводит к ошибкам. В форме механизма условного рефлекса природа заложила индукцию в нервную систему животных - достаточно один раз обжечься, чтобы возник рефлекс, уберегающий от открытого огня.

Приверженцы чистой логики и математики с большей подозрительностью относятся к индукции. Вот расхожий анекдот на эту тему:

Едут по Австралии биолог, физик, математик и видят, что на лугу пасется черная овца.
— Смотрите! В Австралии обитают черные овцы. — говорит биолог.
— Нет. В Австралии обитает как минимум одна черная овца. — утверждает физик.
— Нет, господа. В Австралии обитает как минимум одна овца, и как минимум с одной стороны черная. — заявляет математик.

Основа индукции - "принцип единообразия природы", то есть, убеждение, что природа определённым образом склонна повторяться в своих проявлениях. Например, как считает биолог, если на лугу пасется черная овца, то где-то поблизости должны быть другие черные овцы, аналогичные. Физик оказывается более осторожным в своих выводах, но он также мыслит индуктивно: если один бок у овцы черный, то другой бок аналогичен первому, т.е. тоже черный. И лишь математик полностью очищает свои выводы от индукции, что не может не вызвать улыбку.

По причинам, которые станут ясны позже, аналогия и индукция особенно достоверны и плодотворны, когда они основаны на наблюдении в предметах сходства типа симметрии. Известный математик и исследователь научного мышления Дьердь Пойа в книге "Математика и правдоподобные рассуждения" приводит следующий пример индуктивного вывода:

Известно, что среди прочих геометрических тел именно у шара отношение объема к площади поверхности максимально. Известно также, что среди прочих тел удельная электроемкость максимальна тоже у шара. Если мы зададимся вопросом, у какого тела минимален удельный коэффициент гидродинамического сопротивления, то индуктивное умозаключение подсказывает: у шара.

Вывод оказывается верным, что вообще-то довольно нетривиально: здравый смысл, скорее подсказывает, что меньшим сопротивлением должны обладать какие-то вытянутые, копьевидные формы. Из-за этой ошибки здравого смысла первые гоночные автомобили для снижения сопротивления воздуху делались похожими на остроносые веретена, и лишь позже было установлено, что лучшие результаты получаются при закруглении носа автомобиля:

Индукция как способ мышления обычно противопоставляется дедукции, при котором мы развертываем мысленную схему какого-либо явления по изначально заданным путям. Говорят, что индукция - это мышление "от частного к общему", то есть, вывод обобщений на основе частных случаев, а дедукция, наоборот - "от общего к частному", то есть, вывод суждений о частных случаях на основе общих правил.

Мы кратко познакомились только с некоторыми из "родственников" метафоры, но далее мы сосредоточимся главным образом на ней самой, поскольку метафора является самым глубоким, родовым феноменом среди прочих сходных.

Роман Уфимцев

Скажите своё слово!

Просмотров: 305 | Добавил: promily | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация