25 января Бородинский
муниципальный эстрадно-духовой оркестр
отпраздновал свое десятилетие, выступив
с большим концертом на сцене ГДК
«Угольщик». Успех превзошел самые смелые
ожидания оркестрантов и устроителей
концерта. Это был подлинный триумф.
Публика по завершении концерта
приветствовала юбиляров стоя, громко
и долго им аплодируя. Не менее удивительным
было и то, что на концерт вообще собралось
такое множество людей. Более половины
зала на выступлении оркестра духовой
музыки, да еще оркестра «доморощенного»
- ситуация для провинции немыслимая.
Виктор Гревнев — крепкий
инструменталист, обладающий плотным,
тембрально богатым звуком. Ему свойственны,
кроме того, особое благородство,
сдержанность, немногословность, умение
поддерживать диалог. Это выражается и
в звуке (саунде, как говорят джазмены),
и в построении фразы, особенностях
сценического поведения. Он из тех
артистов, которым есть что сказать
публике. Александр Чуринов, высоко
ценящий талант Виктора Гревнева,
высказался о нем, как о музыканте
универсальном, в равной степени наделенном
дарованием солиста, способным на
импровизацию, на «полный улет», и
сайдмена, играющего ровно то, что и весь
коллектив, подчиненный воле дирижера.
По словам Александра Николаевича, в
оркестре немало одаренных музыкантов,
есть музыканты, кроме того, хорошо
образованные, имеющие серьезный
оркестровый опыт, например, трубачи
Валерий Горбунов (Иркутское музучилище,
филармония, цирк), Андрей Хворостов
(Абаканское музучилище), певец и
перкуссионист Александр Афанасенко
(Новосибирское эстрадно-цирковое
училище, армейский ансамбль песни и
пляски), баритонист и виолончелист
Мартин Мирзоян (выпускник факультета
культуры Ереванского пединститута им.
Хачатура Абовяна, окончивший до того
детский музыкальный интернат), флейтистка
Виктория Никулина, получившая образование
в Красноярской академии музыки и театра.
Но в роли солистов пока выступают единицы
(у Виктории, кстати, такой опыт есть).
- «Гул затих. Я вышел
на подмостки...» На это надо решиться,
- говорит Чуринов, - найти в себе смелость
и, кроме того, быть внутренне готовым к
индивидуальному, личному и личностному
— без посредников - высказыванию,
волеизъявлению, выворачиванию души
наизнанку, тем более, если это еще
сопряжено с риском новизны, необычными
сценарием и ролью. Так, к примеру, брату
Виктора Гревнева Владимиру в одном из
номеров, как того требовал сценарий,
пришлось выходить в гусарском костюме,
точнее в ментике, наброшенном на плечо
и с кивером в руке. Абсолютно новое для
него амплуа.
Привыкший к статичным
мизансценам, Владимир, к своему ужасу,
вынужден был двигаться по сцене, изображая
изрядно битого жизнью гусара, но не до
конца еще в ней разочарованного,
взыскующего любви, тепла и участия. И,
увы, не находящего их. Создать этот
непростой образ Владимиру помогала
танцовщица и хореограф Анжела Уткина,
выступившая вместе с ним. Романс начала
прошлого века «День и ночь» Павла Германа
и Бориса Фомина довольно убедительно
прозвучал в декорациях XIX века.
За кулисами, во время
переодевания, один из музыкантов,
острослов и пересмешник трубач Виктор
Карпенко съязвил: «Сегодня у братьев
Гревневых бенефис». По обилию сольных
номеров братья действительно давали
фору остальным своим коллегам. Виктор
играл еще одну сольную пьесу, уже на
сопрано-саксофоне - «Северную песню»
Юрия Саульского, солировал на сопрано
в «Черном коте» того же автора. Владимир
выступил с душераздирающей «Исповедью»
Александра Барыкина и Павла Жагуна в
оригинальной обработке Александра
Чуринова. Солировал на барабанах в самом
начале концерта. Впрочем, были и другие
солисты, точнее солистки. И в личном
зачете их успех превосходил суммарный
братский.
Перспективная
ретроспектива
Сотрудница ГДК Ольга
Дедова спела чудную песню Евгения
Крылатова из кинофильма «Чародеи»,
поиграв перед тем с залом в «угадайку»
с помощью караоке. Оказалось, что песни
кино советского времени зрителям
превосходно знакомы и любимы. Еще одна
солистка Галина Токарева спела два хита
80-х годов прошлого века, которые она
исполняла с Чуриновым еще в те далекие
годы - «Маэстро» и «Любовь настала»
Раймонда Паулса. Публика аплодировала
певицам неистово. Им даже «браво»
кричали, что и немудрено. Это было
добротное и доброе исполнение весьма
качественного эстрадного материала
застойного для СССР периода истории.
С не меньшим восторгом
были восприняты публикой и другие
концертные номера, англо-русское попурри
«Ча-ча-ча» и переложение битловской
песни
«Вчера».
Шквала
аплодисментов
удостоился
завершавший
программу
«Марш
рыбаков»
Доривала
Каимми
в
версии
оркестра
полиции
Израиля
(музыка
из
кинофильма
«Генералы
песчаных
карьеров»).
Неожиданно
жизнерадостный,
динамичный,
заводной
марш
в
латиноамериканской
«упаковке»
идеально
подходил
для
финала
почти
двухчасовой
программы,
начавшейся,
кстати
сказать,
с
еще
более
оптимистической
джаз-роковой
композиции
гитариста
оркестра
Виктора
Авдеева
и
дирижера
Александра
Чуринова
«Встречайте
оркестр».
Темпоритм
концерта,
несмотря
на
обилие
медленных
произведений
и
«монополизм»
братьев
Гревневых,
соблюдался
в
необходимой
и
достаточной
мере.
Репертуар
отличался
завидным
разнообразием,
свежестью,
оригинальностью
и
смелостью.
Заместитель
главы
города
Александр
Первухин
поделился
с
оркестром
и
зрителями
метафорой,
пришедшей
ему
в
голову
на
концерте,
и в
духовном
плане,
на
его
взгляд,
идеально
точно
характеризующей
оркестр
и
концерт:
-
Юбилейные
цифры
и
буквы
на
заднем
фоновом
занавесе
— «10
лет» - в
какой-то
момент
предстали перед моим взором как слово
«полет»,
поскольку
десятка
своими
очертаниями напоминала
букву
«п».
И это, конечно же, не случайно.
На
взгляд
Александра
Владимировича
все
эти
десять
лет
оркестр
находится
в
состоянии
творческого
подъема,
который
можно
сравнить
с
вдохновенным
полетом.
Разумеется,
на
горожан
это
действует
благотворно,
поскольку
оркестр
исполняет
музыку
исключительно
высокой
пробы,
и
это
облагораживает
атмосферу
города.
С
легкой
руки
Александра
Первухина
все
поздравители
в
той
или
иной
форме
упоминали
о
полете.
Руководитель
оркестра
«Ритмы
времени»
(г. Зеленогорск) Владимир
Ксиво
с
нескрываемой
радостью
сообщил
залу,
насколько
существенно
за
эти
годы
выросли
в
профессиональном
плане
его
бородинские
коллеги.
О
высоком
полете
и
о
высокой
культурной
миссии
своих
земляков,
оркестрантов
Бородинского
муниципального
оркестра
говорила
и
руководитель
отдела
культуры
Бородинской
администрации
Екатерина
Сотникова,
пожелавшая
им
новых
свершений
и
новых
высот.
Музыканты
оркестра,
как
мне
кажется,
надолго
запомнят
и
то,
как
строгая
и,
можно
сказать,
бескомпромиссная
Татьяна
Шатерникова,
директор
ГДК,
перед
самым
открытием
занавеса,
минутой
раньше
отчитывавшая
их
за
что-то,
украдкой
перекрестила
оркестр.
Николай
Соколовский
http://kaleda.ru/articles/1546
Фото Сергея Сидорчука
P.S.
Увы,
из-за
недостатка
места,
даже
при
скудости
собранного
нами
материала,
мы
не
можем
рассказать
об
«изначальном»
Бородинском
оркестре,
о
первом
и
втором
составах,
которыми
руководил
выпускник
Харбинской
консерватории,
исполнитель
на
деревянных
духовых
инструментах
Александр
Горелов,
а
до
него,
как
утверждают
старожилы,
трубач
Головин.
Пятидесятые
годы
прошлого
века
— важнейшая
веха
в
истории
оркестра.
Но
достаточно
интересными
были
и
шестидесятые
- начало
семидесятых,
когда
появились
первые
электронные
инструменты,
которые
взяли
на
вооружение
вновь
организованные
эстрадные
оркестры,
однако
параллельно
с
эстрадными
существовал
и
традиционный
духовой.
И
до
определенного
времени
был
столь
же
востребован.
Думается,
что
вполне
справедливым
и
уместным
будет
посвятить
этим
годам,
людям
и
судьбам
отдельную
публикацию.