Главная » 2014 » Февраль » 14 » Из глубины сибирских руд...
11:25
 

Из глубины сибирских руд...


25 января Бородинский муниципальный эстрадно-духовой оркестр отпраздновал свое десятилетие, выступив с большим концертом на сцене ГДК «Угольщик». Успех превзошел самые смелые ожидания оркестрантов и устроителей концерта. Это был подлинный триумф. Публика по завершении концерта приветствовала юбиляров стоя, громко и долго им аплодируя. Не менее удивительным было и то, что на концерт вообще собралось такое множество людей. Более половины зала на выступлении оркестра духовой музыки, да еще оркестра «доморощенного» - ситуация для провинции немыслимая.

Виктор Гревнев — крепкий инструменталист, обладающий плотным, тембрально богатым звуком. Ему свойственны, кроме того, особое благородство, сдержанность, немногословность, умение поддерживать диалог. Это выражается и в звуке (саунде, как говорят джазмены), и в построении фразы, особенностях сценического поведения. Он из тех артистов, которым есть что сказать публике. Александр Чуринов, высоко ценящий талант Виктора Гревнева, высказался о нем, как о музыканте универсальном, в равной степени наделенном дарованием солиста, способным на импровизацию, на «полный улет», и сайдмена, играющего ровно то, что и весь коллектив, подчиненный воле дирижера. По словам Александра Николаевича, в оркестре немало одаренных музыкантов, есть музыканты, кроме того, хорошо образованные, имеющие серьезный оркестровый опыт, например, трубачи Валерий Горбунов (Иркутское музучилище, филармония, цирк), Андрей Хворостов (Абаканское музучилище), певец и перкуссионист Александр Афанасенко (Новосибирское эстрадно-цирковое училище, армейский ансамбль песни и пляски), баритонист и виолончелист Мартин Мирзоян (выпускник факультета культуры Ереванского пединститута им. Хачатура Абовяна, окончивший до того детский музыкальный интернат), флейтистка Виктория Никулина, получившая образование в Красноярской академии музыки и театра. Но в роли солистов пока выступают единицы (у Виктории, кстати, такой опыт есть).

- «Гул затих. Я вышел на подмостки...» На это надо решиться, - говорит Чуринов, - найти в себе смелость и, кроме того, быть внутренне готовым к индивидуальному, личному и личностному — без посредников - высказыванию, волеизъявлению, выворачиванию души наизнанку, тем более, если это еще сопряжено с риском новизны, необычными сценарием и ролью. Так, к примеру, брату Виктора Гревнева Владимиру в одном из номеров, как того требовал сценарий, пришлось выходить в гусарском костюме, точнее в ментике, наброшенном на плечо и с кивером в руке. Абсолютно новое для него амплуа.

Привыкший к статичным мизансценам, Владимир, к своему ужасу, вынужден был двигаться по сцене, изображая изрядно битого жизнью гусара, но не до конца еще в ней разочарованного, взыскующего любви, тепла и участия. И, увы, не находящего их. Создать этот непростой образ Владимиру помогала танцовщица и хореограф Анжела Уткина, выступившая вместе с ним. Романс начала прошлого века «День и ночь» Павла Германа и Бориса Фомина довольно убедительно прозвучал в декорациях XIX века.

За кулисами, во время переодевания, один из музыкантов, острослов и пересмешник трубач Виктор Карпенко съязвил: «Сегодня у братьев Гревневых бенефис». По обилию сольных номеров братья действительно давали фору остальным своим коллегам. Виктор играл еще одну сольную пьесу, уже на сопрано-саксофоне - «Северную песню» Юрия Саульского, солировал на сопрано в «Черном коте» того же автора. Владимир выступил с душераздирающей «Исповедью» Александра Барыкина и Павла Жагуна в оригинальной обработке Александра Чуринова. Солировал на барабанах в самом начале концерта. Впрочем, были и другие солисты, точнее солистки. И в личном зачете их успех превосходил суммарный братский.

Перспективная ретроспектива

Сотрудница ГДК Ольга Дедова спела чудную песню Евгения Крылатова из кинофильма «Чародеи», поиграв перед тем с залом в «угадайку» с помощью караоке. Оказалось, что песни кино советского времени зрителям превосходно знакомы и любимы. Еще одна солистка Галина Токарева спела два хита 80-х годов прошлого века, которые она исполняла с Чуриновым еще в те далекие годы - «Маэстро» и «Любовь настала» Раймонда Паулса. Публика аплодировала певицам неистово. Им даже «браво» кричали, что и немудрено. Это было добротное и доброе исполнение весьма качественного эстрадного материала застойного для СССР периода истории.

С не меньшим восторгом были восприняты публикой и другие концертные номера, англо-русское попурри «Ча-ча-ча» и переложение битловской песни «Вчера». Шквала аплодисментов удостоился завершавший программу «Марш рыбаков» Доривала Каимми в версии оркестра полиции Израиля (музыка из кинофильма «Генералы песчаных карьеров»). Неожиданно жизнерадостный, динамичный, заводной марш в латиноамериканской «упаковке» идеально подходил для финала почти двухчасовой программы, начавшейся, кстати сказать, с еще более оптимистической джаз-роковой композиции гитариста оркестра Виктора Авдеева и дирижера Александра Чуринова «Встречайте оркестр». Темпоритм концерта, несмотря на обилие медленных произведений и «монополизм» братьев Гревневых, соблюдался в необходимой и достаточной мере. Репертуар отличался завидным разнообразием, свежестью, оригинальностью и смелостью.

Заместитель главы города Александр Первухин поделился с оркестром и зрителями метафорой, пришедшей ему в голову на концерте, и в духовном плане, на его взгляд, идеально точно характеризующей оркестр и концерт:

- Юбилейные цифры и буквы на заднем фоновом занавесе — «10 лет» - в какой-то момент предстали перед моим взором как слово «полет», поскольку десятка своими очертаниями напоминала букву «п». И это, конечно же, не случайно.

На взгляд Александра Владимировича все эти десять лет оркестр находится в состоянии творческого подъема, который можно сравнить с вдохновенным полетом. Разумеется, на горожан это действует благотворно, поскольку оркестр исполняет музыку исключительно высокой пробы, и это облагораживает атмосферу города. С легкой руки Александра Первухина все поздравители в той или иной форме упоминали о полете. Руководитель оркестра «Ритмы времени» (г. Зеленогорск) Владимир Ксиво с нескрываемой радостью сообщил залу, насколько существенно за эти годы выросли в профессиональном плане его бородинские коллеги. О высоком полете и о высокой культурной миссии своих земляков, оркестрантов Бородинского муниципального оркестра говорила и руководитель отдела культуры Бородинской администрации Екатерина Сотникова, пожелавшая им новых свершений и новых высот. Музыканты оркестра, как мне кажется, надолго запомнят и то, как строгая и, можно сказать, бескомпромиссная Татьяна Шатерникова, директор ГДК, перед самым открытием занавеса, минутой раньше отчитывавшая их за что-то, украдкой перекрестила оркестр.

Николай Соколовский
http://kaleda.ru/articles/1546

Фото Сергея Сидорчука

P.S. Увы, из-за недостатка места, даже при скудости собранного нами материала, мы не можем рассказать об «изначальном» Бородинском оркестре, о первом и втором составах, которыми руководил выпускник Харбинской консерватории, исполнитель на деревянных духовых инструментах Александр Горелов, а до него, как утверждают старожилы, трубач Головин. Пятидесятые годы прошлого векаважнейшая веха в истории оркестра. Но достаточно интересными были и шестидесятые - начало семидесятых, когда появились первые электронные инструменты, которые взяли на вооружение вновь организованные эстрадные оркестры, однако параллельно с эстрадными существовал и традиционный духовой. И до определенного времени был столь же востребован. Думается, что вполне справедливым и уместным будет посвятить этим годам, людям и судьбам отдельную публикацию.

Просмотров: 195 | Добавил: promily | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация