Главная » 2013 » Июль » 28 » Книги Говарда Лавкрафта.
21:44
 

Книги Говарда Лавкрафта.



Говард Филлипс Лавкрафт
Вот она классика ужасов, вот оно то, что захватывает дух!
Автор статьи - Kopcap.
В статье используется информация из статьи "Храм Гекаты" Сергея Зверева и некоторые мелкие факты из Википедии и краткое содержание "Дагона" оттуда же.
Для начала я объясню тем, кто еще не слышал или не знает толком о таком замечательном писателе как Лавкрафт.
Говард Филлипс Лавкрафт – один из самых известных и почитаемых писателей-фантастов XX века. Писал он в основном повести и рассказы не слишком большего объема. По сей день его ставят в один ряд с такими мастерами жанра ужасов как Эдгар По, Амброз Бирс и Стивен Кинг.

Итак, можно сказать несколько слов и о биографии Лавкрафта. Родился он в Америке, в городке Провиденсе, будучи единственным ребенком в семье коммивояжера. Когда Говарду было всего три года, его отец сошел с ума, а мать до шести лет заставляла носить длинные волосы и одевала в девичьи платья. Он почти не ходил в школу и получил домашнее образование.
С ранних лет он засиживался в библиотеке деда, читал все, что попадется под руку, выел все книги от корки до корки, особенно увлекаясь готическими рассказами. Это очень повлияло на его стиль писательства, поскольку он использовал в своих произведениях метафоры, фабульные ходы и различные другие литературные приемы, имеющие многовековую историю.



К слову о его творчестве, по ночам юного Лавкрафта мучили ужасные кошмары, образы из которых он не раз использовал в своих произведениях. Так, например, рассказ “Дагон” почти полностью состоит из сцен, которые пришли к нему во сне. Многие критики того времени видели в этом только психическое расстройство автора, без которого не было бы и вдохновения или оно выражалось бы в других формах. И заявляли они об этом чуть ли не в открытую. Но подобное толкование хорошей литературы никогда ни к чему хорошему не приводило, так как вскоре всегда выясняется, что в произведении было что-то другое, намного более существенное.

Кстати, Говард Лавкрафт при жизни не увидел ни одного своего опубликованного рассказа, да-да. Даже после его смерти известность автора распространялась только на его родной Провиденс, где он почти безвылазно дожил до своих ничтожных сорока семи лет, да издательства, с которыми он вел гиперактивную переписку (более ста тысяч писем!).
Говард не мог мечтать о славе, тем более о всеобщем признании. Для него были закрыты двери в литературные круги того времени, но оглушительный успех все пришел к нему, но только уже через много лет после смерти Лавкрафта. Одной из его самых успешных его прижизненных работ был уже упомянутый “Дагон”, который в октябре 1923 годя появился на страницах журнала “Странные истории”.

Слог Лавкрафта лично мне показался достаточно интересным. Достаточно поверхностно описывая события, он успевает подмечать все мелкие детали, чтобы у читателя сложилось полное представление о картине, которую он показывает. Но зачастую сам автор не утруждает себя трехстраничными описаниями одного древнего божества, чей облик и вид настолько ужасны, что несомненно они достойны столь красочного портрета. Но даже так не удастся передать весь ужас и омерзение, сковавшее героя при виде божества, ибо на человеческом языке подходящих слов найти нельзя.



События в его произведениях всегда неожиданны, а иногда просто невообразимы . Причиной этого является мистическая составляющая его литературы. Также слишком многое не договаривается в его рассказах, оставляя читателям свободу фантазий и мнений. Например, мы никогда не узнаем, что же на самом деле попало в сад злосчастного фермера в рассказе “Цвет из иных миров”, никогда до конца не поймем всей запутанной и сложной мифологии Лавкрафта. Иногда последователями Говарда пишутся целые тома, посвященные одной лишь мифологии, но даже там нельзя найти точных данных, ибо это уже совсем не авторские труды, а труды чужие.

Одной из главнейших мыслей, которые Лавкрафт передает читателю, это то, что даже самые современные достижения науки и техники человечества – ничто по сравнению с бесконечностью и древностью вселенной, в которой люди – мелкие песчинки. Подкрепить это можно тем, что в своих произведениях он зачастую дает понятия, которые находятся за рамками человеческого понимания. Да что там понимания, древний города Р’льеха, часто упоминаемый Лавкрафтом в своих произведениях, построен более чем в десятке измерений, и человеческий глаз не может увидеть его своим узким и жалким трехмерным восприятием мира. Рассказ “Цвет из иных миров” полностью посвящен раскрытию этой темы.

В общем, хотите разузнать больше о Лавкрафте – читайте. Как лучше всего познать автора, если не через его мысли, изложенные на бумаге? Но если же вы хотите просто окунуться в атмосферу ужасов, почувствовать ее дрожью холодных мурашек у себя на спине, то можете посмотреть одну из многочисленных экранизаций его произведений. От “Снов в доме ведьм”, снятых по одноименному рассказу в цикле телесериала “Мастера ужасов”, и до старых пленок годов этак семидесятых или восьмидесятых.

Множество людей впоследствии пошли по стопам Лавкрафта, развивая сам жанр Лавкрафтовских ужасов. Например, Роберт Блох.
В детстве Роберт, будучи фанатом творчества Говарда, написал ему письмо с просьбой дать несколько советов по поводу его сильного увлечения литературой, которое он хотел развить в нечто большее. Каково же было его удивление, когда ему в ответ Лавкрафт выслал ему целую стопку книг из своей библиотеки и посоветовал всячески развивать себя и по возможности начать заниматься писательством всерьез. Через года Роберт вырос, став достойным продолжателем дела Лавкрафта и профессиональным писателем. На его счету более сотен рассказов и более двадцати романов. Самым известным из его произведений является “Психо”, по которому Альфред Хичкок снял одноименный фильм, ставший классикой американских триллеров.

Но, возвращаясь к Говарду Филлипсу Лавкрафту, я бы хотел выразить свое отношение к его творчеству.
Основное мое знакомство с Лавкрафтом произошло через сборник рассказов “За гранью времен”, который однажды принес домой мой брат. Поначалу я не заинтересовался сборником, уделяя внимание другой литературе. Но со временем во мне созрел интерес. Я стал брать книгу в руки, осматривать обложку, читать аннотацию. После попытался начать прочесть содержание, но так ни в чем не разобрался и отложил книгу в сторону, забыв тот час же о ней. Через несколько лет я вновь нашел ее и вновь начал читать. Достаточно сильно повзрослев с того времени я начал видеть много больше, чем в прошлый раз. Мистическая, загадочная атмосфера, которая открылась мне, манила к себе, заставляя читать дальше и дальше.



Первым рассказом, который был в том сборнике, оказался “Дагон”. Весь рассказ — предсмертная записка человека, увидевшего древнее божество , которое Дагона. Плавая в редко посещаемых уголках Тихого океана, его корабль попадает в плен к немцам. Однако уже меньше чем через пять дней рассказчику удаётся ускользнуть на маленькой шлюпке с достаточным количеством пищи и воды. В течение нескольких дней он плывёт, не встречая ни кораблей, ни земли.
В одну из ночей ему снится кошмар, и, проснувшись, он обнаруживает себя тонущим в вязком, чёрном болоте, довольно далеко от своей лодки. Всё вокруг усеяно костями разложившихся рыб, и в воздухе стоит ужасное зловоние. Судя по всему, это остров, образовавшийся при поднятии участка морского дна. Через три дня болото высыхает, и он отправляется к неведомой цели. Вдалеке виднеется довольно высокий холм. Рассказчик направляется к нему. За холмом находится ущелье, он спускается в него и видит там странный столб с древней, таинственной резьбой. И неожиданно, из толщи воды появляется Дагон и обхватывает столб своими руками. После чего главный герой, не помня себя, уплывает с острова на шлюпке, и находясь в состоянии временного помешательства, распевает жуткие и непонятные песнопения. Утром его находит американский корабль и везёт в Сан-Франциско, где главный герой приходит в сознание.
В конце рассказа человек выбрасывается из окна, не в силах больше выносить видения о Дагоне и страшную ломку от морфия, от которого он попал в зависимость, пытаясь забыть тот остров и Древнего Бога.

“Дагон” захватывает дух читателя даже не за счет каких-либо ужастиков, монстров, которые говоры разорвать главного героя на куски, а угнетающей атмосферой открытия древних, темных и мрачных слоев истории, к которым никто из человеческого рода никогда не притрагивался до главного героя рассказа.

Главная фишка Лавкрафта – умение быть всегда оригинальным и нешаблонным. Каждый его рассказ не похож на предыдущий, даже если их связывает общая тематика и сюжет. Также несомненным плюсом является то, что не было повального пережевывания темы Лавкрафтовских ужасов мировым сообществом, после которого тема несомненно опопсела бы. И благодаря тому, что даже сейчас нет аналогов Лавкрафту, мы можем насладиться его творчеством в неименном виде, не прошедшим через призму литературного бизнеса. Ведь Говард, естественно, писал не ради денег, а ради искусства и интереса.
К сожалению, на этом моя статья подходит к концу. Напоследок всем, кто собирается читать Лавкрафтовские произведения я советую начинать с его наиболее известных работ, таких как “Дагон” и тому подобных.
Просмотров: 216 | Добавил: promily | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация