Главная » 2013 » Июль » 29 » «Пол». От куратора
02:37
 

«Пол». От куратора


Конкурс. Nokia Asha Charme. Артём Антипин о пробе выставочного формата в пространстве «4 комнаты».

1 марта в свободном пространстве «4 комнаты» состоялась первая выставка весны с неоднозначным названием «Пол». Для нас, кто организовал выставку, она явилась не столько вопросом кураторских амбиций, сколько испытанием формата, нового, как для фонда «Культурный транзит», так и для Екатеринбурга в целом. Формат – выставка на одну ночь, основная задача которой сблизить художника и зрителя, расширить пространство их взаимодействия.

Блуждая по экспозиции, зритель не встречал нудные и длинные экспликации (пояснения о том, что хотел сказать автор), зато уже в следующую минуту зритель натыкался на самого художника, с которым мог лично познакомиться. Как обычно бывает на подобных мероприятиях, насмотревшись актуально-современного искусства, многие зрители стали подозрительно коситься на стулья, пожарные шкафы и прочие технические элементы здания: инвентарь или объект искусства? Что и сыграло на руку Сергею Лаушкину, корифею уральского арта, который был представлен на выставке не только живописными полотнами, но и инсталляциями, встроенными в пространство. Со свойственной ему долей юмора Сергей создал три инсталляции. Услышав название проекта, он воспринял «пол» как «напольное покрытие», «поверхность, по которой ходят», и поиграл именно с этим понятием. Зрителю приходилось в прямом смысле «смотреть под ноги».

Каламбур в «Скрытии пола» (квадратный метр напольного покрытия, скрытый пищевой пленкой, не тронутый в начале и разодранный к закрытию выставки) – своеобразная метафора: что бы мы ни скрывали, как бы мы это не хранили, рано или поздно откроется, как и пол под ногами зрителя.

Уличный художник Слава PTRK предложил каждому оставить свой «след в искусстве», позже портрет бомжа, «натоптанный» входящими зрителями, был выставлен в одном из импровизированных залов. А напротив и работа «коллеги по цеху» PTRK Илюхи Мозги – образ Пола Маккартни, вырезанный на куске старого линолеума.

Возвращаясь к трактовке названия. Из рабочего «Между мужским и женским» (что было обусловлено временем реализации проекта – между мужским и женским праздниками), заключающего авторов в оковы тематики самоидентификации, взаимоотношений, гендерных стереотипов, название переросло в «Пол», дав тем самым художникам большую свободу высказываний, и к английскому «sex» присоединились «floor» и «half» (пол и половина соответственно).

Провокационным был назван проект молодых екатеринбургских фотографинь Даши Гофман и Любы Кабалиновой «Coming out. Раскрытие», представленный на выставке. Это 6 историй, 6 монохромных портретов людей, совершивших каминг-аут с благополучным и неблагополучным исходом (англ. coming out – «раскрытие», «выход» – процесс открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к сексуальному или гендерному меньшинству, результат такого процесса).

Московская арт-группа «Поп-графика» (ПГ) несмотря на свою 12-летнюю карьеру в Екатеринбурге до этого не показывалась. Илья Фальковский, Алексей Каталкин и Борис Спиридонов, входящие в состав группы, создали своеобразный «мультимедийный комикс», в котором фотокадры и графика дополняются видеоизображением с музыкальным рядом.

В работе «Пиво, футбол» художники превращают себя в социальных маргиналов, ярых футбольных болельщиков.

Совсем рядом абсолютно полярное видео медиахудожницы из Санкт-Петербурга Ольги Павловой. «‘‘Котики, собачки’’ можно с одинаковой долей условности назвать макрореализмом, поп-артом и фотоколлажем. Анималистические портреты, охотно становящиеся групповыми, рассыпающиеся на любимую Ольгой флору-фауну и вновь собирающиеся в цельные образы, увлекают в зыбкую психоделику, развивают воображение и тренируют глаз» (Антон Борисов).

Помимо Ольги в технике коллажа работало еще три художника. Мария Артемьева из города Нягань представила серию «Дети и птицы»: андрогинные дети из разных стран, педантичные и кропотливые по манере исполнения, играли на контрасте с коллажами из глянцевых картинок Федора Буравлева.

Как говорит сам художник, «взгляды публики отдыхали на сюрреалистическом юморе в коллажах и карикатурах» его же авторства. Сергей Рожин, уже известный Екатеринбургу по проектам с ГЦСИ, пожалуй, получил наибольшее число восторженных отзывов. 36 работ, разделенные по тематике и технике, были представлены в разных залах. Это и коллажи, составленные из монохромных фото с активным использованием яркой гуаши («Совесть», «Мой первый раз», «Нестиранные носки»), и коллажи с добавлением контрацептивов («Несущие ответственность») или бахил («Смертельная битва»), воспринимаемые уже как арт-объекты.

Теме зависимости от других были посвящены две видео-работы Татьяны Ахметгалиевой из Санкт-Петербурга, уже известной нашему зрителю по 1-ой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Татьяна принципиально не дает пояснений к этим работам, они ориентированы на личные переживания и ощущения.

«Алхимия», появившаяся на свет в 2006 году представляет собой превращение белого листа бумаги в черный. Как только человеческие руки прикасаются к нему – процесс запущен. Сильный звуковой ряд и картинка отсылают нас к тому, что лист бумаги – метафора человека. Не менее важен звук и у второй работы: в видео «Рана» мы видим более привычную Татьяну, те материалы, с которыми она, как правило, работает (шерстяные и синтетические нити). Оно опять же метафорично и неизбежно вызывает ассоциации с человеком: белая материя и пульсации под ней в сопровождении звуков, напоминающих биение сердца в начале, и жуткий шум проходящего сквозь эту же материю потока алых нитей ближе к середине – что же это, как не повреждение нашей оболочки? Будь то оболочка физическая, или то, что глубже нас и скрыто от человеческих глаз?

Наталья Хохонова совершенно точно работала с тем, что скрыто от глаз. Очень простая по исполнению световая инсталляция с использованием рентгеновских снимков и красных нитей, вызвала у зрителей безусловную симпатию и понимание. Слово «любовь», образованное нитями, и «боль», читаемое из различных костей на рентгеновских снимках – это размышления Натальи по поводу того, как эти два чувства связаны между собой. Идея появилась после прочтения статьи о том, что за боль душевную и боль физическую отвечает один участок мозга, и с помощью обезболивающих средств, вроде анальгина, можно с легкостью избавиться от боли душевной.

В работах Анатолия Вяткина, не менее известного уральского художника, физического было все же больше. Серия полотен, напоминающих наскальную живопись, с изображение архитипичного образа мужчины-охотника, и портрет Саши Грей. Читаемые фаллические символы и подпись автора из полупрозрачного клея ничуть не смутили саму Сашу, увидевшую собственный портрет в соц.сетях и сделавшую ретвит на свою официальную страницу в первые часы работы выставки.

Экспериментировала с техникой и совсем молодая Мария Плаксина, представившая 4 работы, разительно отличающиеся друг от друга. В работе «Супремат асфальта», Мария использует семена подсолнечника. Черный квадрат, уложенный семенами заставляют нас дешифровать название и искать смысл именно в нем.

Серия работ Ренаты Касимовой «ин2» представляла собой своеобразный эксперимент, переосмысление и игру с театром теней. Если у Ренаты тень, то у Саши Салтановой, уже успевшей выставиться не только в родном Екатеринбурге, но и в Берлине и Нью-Йорке, много света.

Инсталляция «Выключите свет» – репродукция картины Брюллова «Последний день Помпеи» и стандартная, всем знакомая настольная лампа. Не зря говорят, что художник – тот, кто замечает то, чего другие пока не видят. В контексте последней работы пора заканчивать и «тушить свет», и говоря о видит / не видит, какое же это приятное, садистское чувство наблюдать за зрителем, внутри которого решается вопрос о том, считать это искусством, или не считать.

Конкурс. Nokia Asha Charme. Артём Антипин о пробе выставочного формата в пространстве «4 комнаты».

Просмотров: 247 | Добавил: promily | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация